Тиснение (embossing) – это процесс частичной или полной обработки поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением резьбы, либо без неё.
Натуральная кожа хорошо поддаётся тиснению, поэтому такой вид обработки широко применяется в условиях домашних мастерских и на промышленных производствах. При обработке кожи тиснением в материале происходит изменение структуры и плотности, что обеспечивает долговечность нанесенного изображения, которое не сотрётся со временем.
В промышленном производстве кожи тиснение осуществляется для имитации натуральной мереи на кожах с корректированной лицевой поверхностью, имитации фактуры кожи экзотических животных или придания других художественных фактур. Этот вид тиснения часто называют текстурированием. Производится на гидромерийных или валичных проходных прессах. Суть технологии заключается в прессовании, однако с помощью клише для тиснения на коже выдавливают однородный неглубокий рисунок на всем куске материала, а не на отдельном его участке. Тиснение — очень важный этап отделки, так как способствует маскировке различных пороков и дефектов кожи, что позволяет повышать полезную для использования площадь готовой кожи, и как следствие, её сортность.
В домашних условиях и в небольших мастерских при помощи различных штампов, стилусов, кардин, клише на поверхность натуральной кожи наносятся рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи. Такой вид тиснения называют — tooling. Тиснение производится как вручную (давление на кожу осуществляется за счёт удара молотком по инструменту (штамп, клише) или давление рукой осуществляется непосредственно на инструмент (кардина, стилус)), так и за счёт применения различных прессов резьбового или эксцентрикового типа.
Поиски систематизации видов тиснения в сети не дали результатов, которые бы нас устроили. Поэтому мы попытались сами классифицировать различные виды тиснения, применяемые в кожевенном ремесле, максимально пОлно и логично:
- Тиснения с использованием специальных инструментов — штампов (stamping tools) — называется штампование (stamping или tooling) .
- Тиснение, при котором контур изображения изначально прорезается на определённую глубину специальным поворотным ножом (swivel knife), — также называется резьбой (carving).
- Тиснение изображений с помощью клише. По типографской терминологии выделяют несколько видов: блинтовое и конгревное (подробнее о них в конце статьи)
- В частности, тиснение логотипа мастерской или персональной информации владельца изделия (инициалы и т.д.) с помощью готового клише — именуется персонализацией (personalized)
- Принципиально отличается от предыдущих — вид тиснения, при котором на поверхность основы детали приклеивается узор, вырезанный из плотного материала (кожа, резина, линолеум, кожкартон и т.д.), узор может быть плоским, или иметь сложную трехмерную форму, сверху на него приклеивается тонкая эластичная кожа, после чего продавливается по объёмному узору с помощью различных кардин, гладилок и т.д. В результате получается выпуклый узор, заполненный внутри. Общее название такого вида тиснения — «давлёнка«. Разновидность такого тиснения, где и внутри и снаружи используется только кожа, иностранные ресурсы именуют просто Embossing Leather (тиснение кожи). По такому же принципу делается «подиум» на различных изделиях. Выполняется исключительно вручную.
- Ещё один вид тиснения — формование — осуществляется вручную и принципиально отличается от других тем, что давление оказывается не только на «лицевую» поверхность кожи, но и на изнанку. (При конгревном тиснении давление тоже оказывается на обе стороны кожи, но процесс осуществляется с помощью клише и механизировано (с помощью пресса или струбцин), а не вручную). Применяются кардины, стилусы, гладилки и т.д. Если объем небольшой, то кожа просто разглаживается по форме, а если объём и рельеф изображения большой, тогда дорабатывается с обратной стороны стилусами. Форма может быть временной (из пластилина, гипса, металла и т.д.). Если объём и глубина тиснения небольшие, то после тиснения можно ничем не укреплять. Если средний, то для сохранения объёма вогнутость с изнанки заполняют каким-либо наполнителем: силиконовый герметик, ПВА с кожаной крошкой, полимерный гипс, папье-маше и т.д. Если объём совсем большой, то делают не временную, а постоянную форму (из кожи или пробки) или заливают наполнителем. Изображения при таком виде тиснения получаются многоуровневыми и объёмными.
- Объёмное тиснение, как в предыдущем виде, но без заполнения вогнутости. Таким образом получаются 3d модели. И такой вид по сути уже является моделированием (modeling).
качество тиснения влияют несколько параметров:
- Давление — чем сильнее давление, тем глубже и чётче оттиск.
- Времявоздействия — чем больше время, которое кожа проводит под давлением клише, тем чётче и устойчивее оттиск.
- Температура — при более высокой температуре оттиск получается чётче и устойчивее. Важно не забывать, что кожа это органический материал, и при высокой температуре могут начаться структурные изменения — кожа станет сухой и ломкой, а покрытие может сгореть.
- Влажность кожи — при оптимальной влажности оттиск получится чётче и устойчивее. Оптимальная влажность для кож различной выделки и отделки различна и подбирается опытным путём.
- Толщина кожи — чем толще кожа, тем выше вероятность получить на ней более глубокий и чёткий оттиск
- Вид дубления — многие виды кож растительного дубления очень восприимчивы к тиснению: их можно тиснить вручную (carving и tooling) или холодным тиснением с помощью клише. Кожи комбинированного и хромового дубления хуже поддаются тиснению, поэтому на них не тиснят вручную и чаще используют горячее тиснение с помощью клише.
Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.
Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор или простое клеймо. Толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.
Горячее тиснение основано на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. Горячее тиснение позволяет применять специальную фольгу для тиснения.
В технологическом плане нанесения рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно выделить 2 основных метода (заимствованных из типографской классификации тиснения): блинтовое и конгревное тиснение.
Технология блинтового тиснения (от нем. blint — слепой) основана на использовании различных клише, которые вдавливаются в материал с большой силой — и за счет этого меняют его плотность так, что полученное изображение со временем не разглаживается. Слепое тиснение может быть холодным и горячим. При горячем способе не используются очень высокие температуры, иначе кожа перегреется и испортится. Качество оттиска напрямую зависит от прикладываемых усилий: давления на клише или силы удара по штампу. Для этого процесса могут использоваться специальные плёнки, чтобы получить более гладкую глянцевую поверхность оттиска. Блинтовое тиснение позволяет достичь пропечатывания даже самых мелких деталей, что позволяет создать сугубо индивидуальные изображения. При горячем блинтовом тиснении с применением фольги, под горячим прессом металлизированное напыление переходит на кожу – это позволяет получать интересные изображения на поверхности. Данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения.
Конгревное тиснение (так оно названо по фамилии его изобретателя У.Конгрева)– нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с использованием двух предметов: выпуклого пуансона и вогнутой матрицы. При таком способе давление на кожу происходит с двух сторон. В отличие от блинтового тиснения, в котором участвует только один штамп (блинт). В результате на поверхности материала возникает изображение, которое несколько возвышается над остальной плоскостью, что делает внешний вид изделия особенно солидным. Конгревное тиснение возможно только на тонкой и пластичной натуральной коже, а клише должно быть металлическим. Метод осуществляется как горячим, так и холодным способом. Горячее конгревное тиснение также может осуществляться с применением фольги.
Благодарим ребят из мастерской ArtKozhMast за помощь в написании статьи
1 thought on “Виды тиснения на коже”