КМБ Часть 7. Какие ещё материалы необходимы для работы?

Нитки

  • кручёные нитки Vinymo #8 в толщине 0,42мм
  • плетёные нитки в толщине 0,8мм

Ассортимент ниток для шитья кожи очень велик. Проще всего разобраться в них, систематизируя по определённому критерию.

Материал ниток:

  • натуральные — хлопок, лён, крапива, конопля и т.д. Льняные нитки: Fil au Chinoise, Amy Roke, MeiSi, ZJ, Guttermann. Нить не плавится, поэтому в конце шва кончики нитей прячут внутрь шва с капелькой клея.
  • искусственные — на основе полиэфира: полиэстер, лавсан и т.д. VinymoArtisan Soul, Amy Roke, Дафна, Trencilo, C.T.Point и т.д. Отлично плавятся, поэтому концы нити в конце шва подрезаются и заплавляются зажигалкой.

Тип ниток:

  • Плетёные — сплетены из нескольких волокон, чаще всего плоские или овальные в сечении, толщиной от 0,6мм и выше.
  • Кручёные — скручены из нескольких волокон, чаще всего круглые в сечении, толщиной от 0,7мм и ниже. В шве более фактурны.

Толщина ниток.

Нитки встречаются в толщине от 0,35мм до 2мм. Выбирайте нитку в зависимости от типа вашего пробойника и его шага.

Так для круглого пробойника 1мм подойдёт плетёная нитка в толщине 0,8-1мм.

Для ромбов с шагом 5-6мм — плетёная нитка 0,8мм или кручёная 0,6-0,7мм.

Для ромбов и французов с шагом 4мм — кручёная нитка 0,42-0,6мм.

Для ромбов и французов с шагом 3мм — кручёная нитка 0,35-0,42мм.

Приведённые данные носят рекомендательный характер. Правил здесь нет. Каждый сам выбирает на свой вкус, какой внешний вид шва ему больше нравится.

разная толщина нити с разным шагом шва (Stitches Per Inch — стежков на дюйм, где дюйм равен 25,4мм)
разная толщина нити с разным шагом шва (Stitches Per Inch — стежков на дюйм, где дюйм равен 25,4мм)

Цвет ниток.

У каждого производителя своя палитра цветов ниток, подбирайте те, которые подходят по цвету к вашей коже или к задуманному оформлению.

Покрытие.

  • Специализированные нитки для ручного шва выпускают вощёными (покрытыми смесями восков и парафинов), такие нитки меньше путаются, меньше лохматятся и лучше держатся в шве. Бывают сильно вощёные и средне-вощёные.
  • Нитки, предназначенные для шитья на швейных машинах не вощат, но часто покрывают специальной смазкой, облегчающей прохождение нитки через кожу и детали машины. Такие нитки более скользкие, хуже фиксируются в шве.

Выбирайте те нитки, которые удовлетворяют вашим требованиям, которые удобны вам в работе и которые позволяют получить шов, внешний вид которого вам нравится.


Клей

Не будем углубляться в классификацию всевозможных клеёв, существующих в мире (прочитать можно на вики), остановимся на тех лишь, которые широко применяются при работе с кожей.

их условно можно разделить на 2 большие группы:

Клеи на основе каучука

Резиновые (латексные) клеи производят на основе натурального или синтетического каучука. Существуют вулканизующиеся клеи, которые склеивают за счёт вулканизации и невулканизующиеся — загустевающие при испарении растворителя.

Одной из разновидностей синтетического каучука (полимера хлорпрена) является хлоропреновый каучук (CR, полихлоропрен, в СССР использовалось название «совпрен», «наирит», в западных странах распространён эпоним «неопрен», также известен как байпрен, бутахлор, скайпрен).

К главным преимуществам хлорпренового клея относится: эластичность, прочность, надежность склеивания, долговечность шва, устойчивость к воздействию влаги, мороза, масел, а также полная готовность к использованию.

Разновидностей клея на основе каучука очень много в зависимости от природы каучука, использованного растворителя и различных добавок:

  • натуральный каучук на растворителе: ATS443 (Alcor), Uniflex 690 (Industrie Chimiche Forestali), Gummikleber (Vlotho), Ecosar 116 (Kenda Farben).
  • натуральный каучук на водной основе: ATS Latex (Alcor), Latexplus (Vlotho), Lattice 31658 (Kenda Farben), Ecosar 41-55 (Kenda Farben), Puntacol CC (Industrie Chimiche Forestali), Latexan 60% (Fenice).
  • полихлорпреновый на растворителе: Наирит, Рапид, Анлес, ATS 440 PH (Alcor), Polychlo (Vlotho), SAR 30 Е (Kenda Farben), Supercolla (Industrie Chimiche Forestali), APN 4104 (Industrie Chimiche Forestali), Момент Классик (Henkel), Момент для Кожи и Замши (Henkel), Момент Марафон (Henkel), Момент Резиновый (Henkel), Момент 88 Особопрочный (Henkel).
  • полихлорпреновый на водной основеATS Aquagum (Alcor), А240 (Industrie Chimiche Forestali), Polychlo ECO (Vlotho), 4756 LBS (Fenice).

Клеи на основе полиуретана

Бывают однокомпонентные и двухкомпонентные.

Широко применяются не только для ремонта обуви, но и в производстве мебели и кожгалантереи, промышленности и строительстве благодаря надежному склеиванию поверхностей из различных материалов.

Таким клеем можно надежно склеить пластик, стекло, керамику, металл, дерево, ПВХ, полиуретан, резину и др. По сравнению с другими видами клея главными преимуществами полиуретанового клея является: простое применение, возможность склеивания разных материалов, устойчивость к влаге, морозам и ультрафиолету, эластичность и прозрачность шва, отсутствие следов и разводов после высыхания, возможность менять положение деталей за счет длительного высыхания, термостойкость.

Разновидностей полиуретановых клеев много:

  • полиуретановый на растворителе: Десмакол, ATS 330 PU (Alcor), SAR 306 (Kenda Farben), Poligrip M 328 I (Industrie Chimiche Forestali), Момент Кристалл (Henkel), Момент Гель (Henkel).
  • полиуретановый на водной основе: Ecostick 1816B (Intercom), Eco-PU Kleber (Vlotho).

Клеи на водной основе имеют более слабый запах (или вовсе без запаха) и безопаснее для здоровья, особенно при работе в домашних условиях без принудительной вентиляции.


Существуют два метода склеивания: холодный и горячий.

  • Холодный метод склеивания. Подготавливаем места нанесения клея: обезжириваем, если нужно, и зачищаем покрытие, если есть на коже, для лучшего сцепления. Клей наносим на обе склеиваемые поверхности, ждём, пока выветрится растворитель (время можно уточнить в инструкции, или по своим ощущениям из опыта), затем детали плотно прижимаем одна к другой. Можно дополнительно простучать молотком.
  • Горячий метод склеивания— с термоактивацией. Подготавливаем места нанесения клея: обезжириваем, если нужно, и зачищаем покрытие, если есть на коже, для лучшего сцепления. Клей наносим на обе склеиваемые поверхности, ждём, пока выветрится растворитель (время можно уточнить в инструкции, или по своим ощущениям из опыта), затем клей на деталях разогревается феном (позволяющим создать температуру выше 70-80С), детали прижимаются одна к другой. Такие клеи применяют там, где нужна повышенная прочность на отрыв.

В домашних условиях чаще всего применяют клей без термоактивации.


Каким бы клеем вы ни пользовались, обязательно в точности соблюдайте рекомендации, написанные в инструкции, чтобы получить качественную склейку.


Химические материалы для отделки лица/бахтармы/торцов

— отделка лицевой поверхности кожи

Отделка кожи заключается в нанесение на неё различных отделочных материалов, которые после высыхания образуют отделочные покрытия.

Покрытие на коже должно отвечать целому комплексу требований. Это прежде всего придание коже высоких эстетических свойств: равномерного цвета по всей площади, нарядного внешнего вида, блеска или матовости покрытия, а для кож с натуральной лицевой поверхностью — подчёркивание природной мереи кожи (анилиновая отделка).

Кроме того, покрытия должны удовлетворять комплексу свойств, диктуемых условиями эксплуатации изделий из неё и технологией их производства. Сюда относится: высокая адгезия, водо-, свето-, тепло- и морозостойкость, устойчивость к действию растворителей, к трению, ударам и царапинам, к многократному изгибу, растяжению и сжатию. Значительное внимание уделяется гигиеническим свойствам кожи, которые, к сожалению, в результате покрывного крашения резко снижаются. Но даже при соблюдении всех этих технических требований кожа должна иметь красивый внешний вид. Также одно из основных требований — это лёгкость и простота ухода за кожей в изделии.

Удовлетворение всех этих требований возможно лишь при правильном подборе и сочетании отделочных материалов и надлежащей подготовке самой кожи к покрывному крашению.

(Подробнее про отделочные покрытия можно прочитать здесь)

В домашних условиях практически не возможно добиться качественной отделки, удовлетворяющей всем требованиям. Поэтому идут двумя путями: либо используют кожу с заводской отделкой, качество которой удовлетворяет требованиям, либо самостоятельно наносят различные материалы, заранее понимая (или нет), что большинство требований удовлетворить не удастся, но какой-то (иногда довольно неплохой) результат всё-таки удастся получить. Если вы решили самостоятельно применять какие-то отделочные материалы, очень важно внимательно прочитать инструкцию, как наносить и обрабатывать этот материал (если написано — обработать хб кругом с абразивным воском — значит, нужно именно так обрабатывать, а не полировать тряпочкой вручную), для каких кож он подходит и какие свойства и эффекты придаёт. Старайтесь читать описания и инструкции не на страничках продавцов, а на сайтах производителей и желательно в оригинале или на английском. Потому что не редко в переводах на русский встречаются неточности по очень важным моментам.

общий принцип отделки кожи
общий принцип отделки кожи

Отделка лицевой поверхности и отделка торца не сильно отличаются по принципу. Различаются лишь материалы, применяемые для этого.

Все покрытия и, как следствие, материалы, образующие эти покрытия, делятся на несколько групп [к каждой группе приведём по паре примеров материалов, чтобы было проще ориентироваться]:

Пропитка (impregnation) — глубоко проникает в толщу кожи, не остаётся на поверхности. Большинство пропиток попутно выравнивают впитывающую способность кожи. Несколько разновидностей:

— уплотняющая структуру кожи, снижает отминистость лицевой поверхности. [Производственные отделочные материалы, не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения]

— смазывающая, придаёт коже мягкость и эластичность, снижает ломкость. [Копытное и костное масло]

— водоотталкивающая, повышающая устойчивость кожи к действию воды (намоканию и промоканию). [Vlotho Impragnierung, Kenda Farben Elixir, Kenda Farben Defender Wateroil и т.д.]

Грунт (pre base coat) — маскирует дефекты, выравнивает поверхность краста, выравнивает впитывающую способность кожи и обеспечивает адгезию с основным покрытием. Существует несколько разновидностей грунта:

— адгезионный грунт (adhesion ground) — обеспечивает надёжное сцепление основного покрытия с крастом. [Производственные отделочные материалы, практически не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения, редко применяются новичками да и опытными мастерами]

— грунт с последующей полировкой (polising ground) — выравнивает поверхность краста. [Vlotho Lux cream, Vlotho Mild cream, Kenda Farben Fondo Cream, Kenda Farben Natura Cream и т.д.]

— грунт с последующей подшлифовкой (buffing ground) — уплотняет поверхность для дальнейшего выравнивания шлифованием. [в домашних условиях применяется для торцов: PROSTO Грунт, Vlotho Softfil, Kenda Farben Ledafil Super, Kenda Farben Sintofil и т.д.]

Основное покрытие (base/main coat) — придаёт цвет и улучшает физические свойства. [Kenda Farben Appretto Mild, Kenda Farben Seta и т.д.]

Защитное покрытие (top coat) — обеспечивает защиту предыдущих покрытий и придаёт коже законченный вид. Также придаёт блеск и ощупь. Отвечает за хорошие физические свойства. Два основных принципиально разных типа защитных покрытий — это Лаки и Твёрдые Воски. [Лаки: Vlotho Lederschutz, Vlotho PolyluxFiebings Resolene, Lef Lef . Воски: карнаубский (подходит и для лицевой поверхности и для торцов), Columbus (для торцов) и т.д.]

В отделке не обязательно всегда присутствуют все виды представленных покрытий. Например, для отделки ворсовых кож (нубук, велюр и т.д.) применяют исключительно пропитки, потому что воски и полимеры склеивают ворс. На кожах с восковой отделкой очень часто отсутствует защитное покрытие, из-за чего они часто пачкают (отдают краситель) и промокают.

Для получения покрытий с нужными свойствами и их комбинациями подбираются нужные материалы. Важно понимать, что не все материалы подходят друг другу, некоторые невозможно «подружить», например, если нанести лак поверх воска или водоотталкивающей пропитки, то он отслоится, так как адгезия (сцепление) между этими материалами очень слабое.

Вопрос отделки кожи достаточно сложный, об этом мы обязательно постараемся рассказать в одной из следующих статей. Кроме того, много интересного о материалах и их свойствах можно узнать из проведённых нами испытаний.


Обособленно от материалов, образующих покрытия стоят несколько групп материалов: красители, кондиционеры, очистители, восстановители цвета, смягчители, затвердители и т.д.

Красители применяют для придания коже нужного цвета. Они бывают:

— проникающие на водной основе, спиртовой основе или на растворителе. Глубоко проникают в поверхность кожи, обладают низкой укрывистостью, прозрачные. Бывают на спиртовой основе, на растворителях и на водной основе. Водные гораздо хуже проникают в кожу, чем спиртовые и на растворителях. (Vlotho AnilinFarbe (спиртовые), Kenda Farben Toledo Super (на растворителе), Fiebings Leather Dye (спиртовые), морилки различного качества и на различной основе и т.д.)

— покрывные на различной основе различных полимеров (чаще всего акрила). Остаются на поверхности, хорошо укрывают, не прозрачные. (Vlotho Farbenflex (полиуретановая), Vlotho Ulm (акриловая), Fiebings Acrylic Dye (акриловая), Kenda Farben Yara (на основе нитро-лака) и т.д.)

  • проникающие красители
  • покрывные красители

Кондиционеры — материалы различного состава и различной природы, применяемые для питания кожи и восстановления её свойств (яркости, эластичности, приятных тактильных ощущений). Часто содержат в составе материалы для дополнительной защиты кожи от различных факторов (устойчивость к влаге, истиранию, ультрафиолету и т.д.) и отдушки. Чаще всего в виде бальзамов на основе восков и масел (Belvoir, Smith’s, различные «самовары») или кремов на основе жиров (Vlotho Pflegekreme, Kenda Farben Gardenia, Saphir Graisse HP Dubbin и т.д.).

Очистители — материалы для удаления загрязнений с поверхности изделий (Седельное мыло, Vlotho Iso cleaner и другие Cleaner’ы различных фирм)

Смягчители — для придания мягкости кожи, часто применяются при затяжке союзок обуви (Kenda Farben Bravopel и т.д.)

Затвердители — для придания жёсткости коже. Наносятся чаще с бахтармы (Kenda Farben Ledafil и т.д.)


обработка торцов

  • обработка в подгибку
  • обработка в обрезку с покраской
  • обработка в обрезку с заглаживанием и полировкой

Ранее мы уже узнали, что существуют 2 принципиальных вида обработки торцов:

  • В подгибку — когда край кожи подогнут, срез находится внутри изделия, а торец изделия представляет собой сгиб кожи лицевой стороной наружу. Многим такой вариант не нравится из-за достаточной сложности его исполнения (без специального оборудования для шерфования, утонения края кожи осуществление этой операции довольно трудоёмко и требует хороших навыков). Кроме того, есть мнение, что спрятанные внутрь торцы указывают на ненатуральность кожи.
  • В обрезку — когда торец изделия представляет собой срез кожи. Некоторые оставляют ровно срезанный торец открытым, утверждая, что так натуральнее и т.д. Но большинство понимает, что открытый торец так же (а по факту ещё сильнее) как незащищённая отделкой лицевая поверхность кожи будет впитывать в себя все пото-жировые выделения хозяина при каждом прикосновении, грязь, пыль и влагу из окружающей среды. Кроме того необработанные торцы быстрее разлохмачиваются и выглядят не презентабельно. Поэтому торцы обрабатывают. Существует 2 способа обработки обрезанного торца:

— крашение торца. Для этого наносят грунт (PROSTO Грунт, Vlotho Softfil, Ledafil Super, и т.д.), подшлифовывают и наносят краску (Vlotho Edge, Stahl, Uniters, Kenda Orly и т.д.). Сверху краску иногда покрывают лаком или воском типа Columbus для дополнительной защиты и продления срока службы.

— заглаживание и полировка торца. Если кожа рыхлая, то используют грунт (PROSTO Грунт, Vlotho Softfil, Ledafil Super и т.д.), подшлифовывают, наносят заглаживающий материал (PROSTO Слик Tokonole, Tragacant Gum и т.д.), располировывают сликером или грубой тканью. Сверху для защиты наносят воск (карнаубский на волосяной щетке или Columbus вручную). Если кожа плотная, то грунт и шлифовку пропускают, переходят сразу к нанесению заглаживающего состава. В данном способе используется именно воск, лак использовать нельзя, т.к. заглаживающие материалы содержат в себе различные воски, и хорошее сцепление между воском и лаком получить сложно.

Самый распространённый вариант обработки торцов — в обрезку с заглаживанием. Для него требуется меньше материалов и навыков. Но целесообразно подбирать вариант обработки торцов в соответствии с общим дизайном изделия. Так для изделий из кожи с восковой или анилиновой отделкой отлично подойдёт обработка заглаживанием. А для кож с пигментной отделкой уместна будет обработка крашением. Но выбор всегда за вами и в соответствии с вашим вкусом, предпочтениями, навыками и возможностями.


обработка бахтармы

Если бахтарма используемой кожи имеет мелкий равномерный приятный ворс, и если не стоит цель защитить её от загрязнений, то обрабатывать чем бы то ни было вовсе не обязательно.

Если кожа двоёная, и бахтарма шершавая не приятная на ощупь, или бахтарма имеет мелкий ворс, но есть необходимость защитить её от загрязнений — то используют материалы, позволяющие загладить бахтарму, сделать её ровной и гладкой. Материал равномерно наносится на бахтарму с помощью широкого шпателя и с силой разглаживается, втираясь в бахтарму. После высыхания по необходимости полируется твёрдым ровным стеклом или специальными гладилками. Нужно использовать материал, который после полного высыхания сохраняет эластичность. Чаще всего для этих целей применяют Tokonole, на коже растительного дубления также неплохо работают CMC (КМЦ — КарбоксиМетилЦеллюлоза, пищевая добавка E466, загуститель, часто встречается в составе обойных клеев — в виде сухого порошка разводят с водой и после набухания наносят на кожу), Фунори (водоросли, сушеный порошок которых разводят с водой и после набухания наносят на кожу), для хромовых кож — Экофиллер.

Если кожа имеет длинный ворс, то лучше всего закрывать бахтармяную поверхность подкладкой. Если есть возможность осуществить двоение кожи — можно произвести его, после чего либо оставить без обработки, либо загладить с использованием заглаживающего материала. Нередко встречается совет отшлифовать лохматую бахтарму, но чаще всего шлифовка не помогает привести бахтарму в достойное состояние, зато позволяет произвести огромное количество кожаной пыли. Заглаживание длинной бахтармы приводит к не самому эстетичному внешнему виду. Попытки заглаживать бахтарму, применяя средства с недостаточной эластичностью после высыхания, часто приводят к плачевным последствиям, в частности, к треску покрытия

  • треск покрытия из-за недостаточной эластичности
  • заглаженная длинная бахтарма

Мы рекомендуем при выборе кожи для работы избегать кож с длинной лохматой бахтармой, если изначально не планируется использование подкладки. Просите продавца и вам обязательно покажут бахтармяную сторону кожи.


Дублирующие (прокладочные) материалы

Дублирующие материалы делятся на 2 принципиальные группы: материалы для уплотнения кожи и материалы для придания объёма деталям из кожи.

Кожа имеет свойство растягиваться в различных направлениях и чем она тоньше, тем сильнее тянется. Это может усложнить задачу при пошиве и эксплуатации изделий. Чтобы уплотнить кожу, опытные мастера применяют специальные прикладные материалы, способные придать жесткости и плотности деталям. Многие из этих материалов имеют клеевой слой, для активации которого необходимо прогревание утюгом. Прежде чем использовать их, убедитесь, что кожа, с которой вы работаете, выдерживает такой нагрев.

К материалам для уплотнения относятся: спанбонд клеевой, флизелин, прокламелин, дублерин, картон, кожкартон, рециклированная (переработанная) кожа, пластик, кожа и т.д.

  • флизелин клеевой белый
  • флизелин не кклеевой
  • прокламелин
  • дублерин из ткани мягкий
  • кожкартон
  • рециклированная кожа

Когда возникает необходимость придать изделию дополнительный объём, воздушность, мягкость и т.д. применяют специальные дублирующие материалы: поролон, изолон и т.д.

Чаще всего при изготовлении изделий вручную используют кожкартон и рециклированную кожу без покрытия. Это рулонные листовые материалы, состоящие из спрессованных натуральных волокон кожи со связующими полимерами. Также их часто называют композитная или прессованная кожа.

  • кожкартон
  • рециклированная кожа

Многие путают их между собой. Различие в том, что кожкартон состоит из смеси волокон целюллозы, волокон кожи и связующих полимеров для склеивания, а композитная кожа не содержит в своём составе волокон целюллозы (только волокна кожи и связующее). Эти материалы имеют высокую прочность, легко обрабатываются, устойчивы к механическим повреждениям, не пропускают клей через поры. На урезе обрабатываются так же, как и основная кожа.

Одним из самых популярных производителей рециклированной кожи без покрытия, представленной на нашем рынке является Salamander. Материал производится в толщинах: от 0,25мм до 7,5мм (чаще встречаются — 0,4мм, 0,6мм, 0,8мм, 1,2мм). Выпускается в трёх цветах: чёрный, серый (экстра), бежевый (натура).

Дублирующие материалы как правило располагаются в изделии между кожей и подкладкой и чаще всего их не видно в готовом изделии.

(Более подробно про дублирующие (прокладочные) материалы можно прочитать здесь).


Подкладочные материалы

Подкладка в изделии вовсе не обязательный элемент, всё зависит от дизайнерской задумки и целесообразности. Но она выполняет множество полезных функций.

Подкладку используют для защиты деталей изделия изнутри от механических повреждений, от деформаций (подклад берёт на себя часть нагрузки, разгружая основной материал изделия, защищая от вытягивания) и от различных загрязнений.

Подкладку используют для маскировки внутренних недочётов изделия: чтобы закрыть лохматую бахтарму или другие дефекты кожи на бахтарме, чтобы закрыть используемые материалы для дублирования, врезные карманы, кедер и т.д., чтобы придать красивый или необычный внешний вид изделию.

Подкладку используют для организации внутреннего пространства изделия, например, для размещения карманов внутри сумки.

Подкладочные материалы очень разнообразны:

  • натуральные и синтетические ткани: сатин, саржа, бязь, байка, шифон, атлас, вискоза, полиэстер, хлопчатобумажные и стёганые ткани;
  • натуральная или искусственная кожа, в том числе спилки;
  • натуральный и искусственный мех
  • и т.д.

Крепление подкладок тоже бывает разное. На примере сумок: подклад либо сшивают мешком по форме и размеру изделия и пришивают к основе изделия по периметру «входа» в сумку, либо приклеивают отдельно на каждую деталь, а затем производят сборку изделия. На обложках и кошельках подкладку используют главным образом чтобы закрыть бахтарму и облегчить эксплуатацию (чтобы то, что должно в них входить, входило легче).


Послесловие

В этом пособии мы постарались вкратце пробежаться по основным моментам работы с кожей и ответить на самые часто встречающиеся вопросы как новичков, так и достаточно опытных.

Надеемся, что предоставленная информация была вам интересна и полезна, что она пригодится и поможет избежать основных ошибок и необдуманных трат.

Получив этот материал вы наверняка сэкономите немало денег — ведь на платных курсах навряд ли вы найдёте такую плотность полезной достоверной информации. Бытует мнение (активно навязываемое продавцами курсов), что бесплатная информация не ценна и бесполезна. Решать вам =)

А к тем, кто утянет что-то из этого пособия в свои платные курсы, одна просьба — не меняйте ничего, не додумывайте, не сочиняйте и не фантазируйте на тему. Вся информация, что представлена в этом пособии, прошла проверку среди многих по-настоящему опытных специалистов и мастеров. И если это не противоречит вашему мировоззрению — указывайте авторство материала.

Если у вас остались какие-то вопросы, вы всегда можете задать их нам в Маяке.

Успехов! У вас всё обязательно получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *