Краст

Часто в описании работ мастеров по коже можно встретить употребление слова «КРАСТ» в качестве материала изготовления (позиционируется как артикул кожи). Разберём, что же действительно означает этот термин.

  • Википедия не содержит информации на эту тему
  • В ГОСТе 3123-78. «Производство кожевенное. Термины и определения» также ничего.
  • В научной литературе по кожевенной промышленности этот термин не встретился ни разу.
  • В пояснениях к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности российской федерации (тн вэд еаэс)» (утв. гтк рф) (раздел VIII, группа 41):

Пункт 2(Б). В товарных позициях 4104 – 4106 термин «краст» означает шкуры, подвергнутые перед сушкой додубливанию, крашению или жированию (пропитке жирами).

(Общие положения, п. II) Голье, прошедшее дубление или дальнейшую обработку после дубления, известно в торговле как «выделанная кожа». Кожа, высушенная после дубления, называется «краст» или «кожевенный краст». При обработке краста добавляются жирующие материалы или масла, что придает красту гибкость, а также краст может быть додублен или окрашен путем погружения (например, в барабане) перед сушкой.

(Общие положения, п. III) Кожа или краст, дополнительно отделанные после дубления (товарные позиции 4107, 4112 и 4113). После дубления кожа и краст часто подвергаются дальнейшей обработке («отделке») для удаления неровностей поверхности, придания большей мягкости, водостойкости и т.д. для приведения их в состояние, готовое для использования. Эти процессы заключаются в дальнейшей обработке путем мягчения, тяжки, строгания, колочения или прокатки поверхности и наполнения жирами («жирование без предварительного эмульгирования жиров»). Затем кожа может окончательно отделываться путем нанесения на поверхность красителей или пигментов, нарезания мереи или тиснения для имитации поверхности кож других видов, аппретирования, полирования, шлифования (или подшлифовки) с бахтармяной стороны (иногда с лицевой стороны) для придания ворсистости, вощения, чернения, прессования (лощения), сатинирования, печатания и т.д.

  • Сушка краста в свободном завесе
  • Сушка краста в свободном завесе
  • Сушка краста в свободном завесе
  • Сушка краста в свободном завесе

На страницах же тех, кто что-то шьёт из «краста», а также на сайтах продавцов кожи можно наткнуться на некоторые весьма любопытные тезисы, которые большинство бездумно копирует (выводы и их разбор будет ниже):

  1. Краст — это общее название натуральной кожи без лицевой отделки, в основном крупного рогатого скота. Кожа краст сохраняет естественный рисунок характерный для кожи. Он не тронут глаженьем, шлифовкой и тиснением, поэтому можно смело сказать, что кожа остается живой, сохраняя даже способность загорать на солнце и «заживлять» мелкие царапины.
  2. Краст проходит барабанное крашение со специальным режимом, называемом сквозным прокрасом, это позволяет получить равномерный цвет не только на поверхности но и по всей глубине. Можно не бояться, что окрашенная лицевая сторона отслоится или потрескается. На шве кожи вы не заметите сильного различия цвета между лицом и самим срезом. Поскольку крашение происходит под давлением на обороте может оставаться легкий отпечаток сетки барабана.
  3. Лицевая поверхность краста имеет натуральный – созданный естественным путём, а не обработкой – рисунок. Это связано с тем, что крашение краста не подразумевает поверхностную отделку, что выгодно выделяет его среди прочих кож. (источник)
  4. Краст – кожа полученная с помощью барабанного крашения, поверхностная отделка у таких кож отсутствует. Поэтому они имеют естественную лицевую поверхность. Так как отделка лицевой стороны отсутствует это дает возможность избежать множество пороков связанных с отслоением. Обработка современными методами придает красту качества гидрофобности, а специальный режим окраски — сквозной прокрас. Качественно выделанный краст сложно отличить от кож, которые имеют гладкую лицевую поверхность. Производится из шкур крупного рогатого скота. (источник)
  • краст комбинированного дубления
  • краст хромового дубления
  • краст хромового дубления
  • краст растительного дубления
  • краст растительного дубления

Теперь разберём, что есть в действительности, а что «намудрили» авторы предыдущих строк.

  • Краст — это действительно общее название ЛЮБОЙ неотделанной кожи. Краст — это вид полуфабриката. Любого типа дубления (хромовое, растительное, комбинированное и т.д.)! Из любого типа сырья (КРС, МРС, конина, экзотика (крокодилы, змеи, рыбы, ящерицы) и т.д.)! Любого цвета (натурального (без использования красителей), чёрного, коричневого, красного и т.д.)! Любой толщины (0,5-0,7, 1,0-1,2, 1,6-1,8, 2,0-2,2 и т.д.)! Любого назначения (галантерейный, обувной, одёжный, мебельный и т.д.)!
  • Практически весь краст подвергается барабанному крашению. Но прокрас может быть сквозным или не сквозным.
  • По сути, Юфть, Шора, обувной хром, галантерея — являются КРАСТом, до тех пор, пока кожа уже прошла мокрые процессы и сушку, но ещё не подверглась отделке.
  • Типы краста, которые редко подвергаются отделке, например, шорно-седельный краст, и/или которые закреплены в ГОСТе 3123-78. «Производство кожевенное. Термины и определения» — употребляются без слова краст — просто «шорно-седельная кожа», «юфть не крашеная»

Что же «намудрили» в представленных статьях (в скобках сразу комментарии! ):

1) Он не тронут глаженьем, шлифовкой и тиснением (в производстве краст подвергается множеству механических операций, в том числе может подвергаться и глажению и тиснению (что по сути одно и то же, только «глажение» — это тиснение гладкой плитой или валом)), поэтому можно смело сказать, что кожа остается живой (романтично, конечно, но кожа умирает вместе с тем, на ком она выросла), сохраняя даже способность загорать на солнце (правильнее сказать, выгорать!) и «заживлять» мелкие царапины (ЧтО_о??).

2) Краст проходит барабанное крашение со специальным режимом, называемом сквозным прокрасом (прокрас — это не режим, а процесс. Об этом подробнее расскажем в другой статье), это позволяет получить равномерный цвет не только на поверхности но и по всей глубине(как уже указано в выводах, краст вполне может быть и без сквозного прокраса). Можно не бояться, что окрашенная лицевая сторона отслоится или потрескается (нарушение в мокрых процессах при выделке, а также нарушение эксплуатации вполне могут привести ещё и не к таким последствиям! Автор даже не задумался, каким образом равномерный прокрас усиливает лицевой слой кожи). На шве кожи вы не заметите сильного различия цвета между лицом и самим срезом (скорее всего, имелся в виду не шов, а срез кожи, но сквозной прокрас чаще всего бывает светлее, чем цвет «лица»). Поскольку крашение происходит под давлением на обороте может оставаться легкий отпечаток сетки барабана (ЧтО_о?! у разных авторов встречал этот бред, даже любопытно, откуда «растут ноги»! Барабанное крашение кожи проходит в барабанах в водном растворе, внутри барабанов расположены «кулаки» или «полки» для перемешивания кожи во время вращения. Какое давление? Какая сетка? В действительности же «сетка» отпечатывается на бахтарме кожи в процессе вакуумной сушки после завершения всех мокрых процессов! Об этом подробно написано в отдельной статье).

3) Это связано с тем, что крашение краста не подразумевает поверхностную отделку (краст именно ПОДРАЗУМЕВАЕТ отделку!), что выгодно выделяет его среди прочих кож (ничто выгодно не выделяет краст, кроме возможности его отделки, т.к. именно отделка придаёт коже нужные потребительские свойства, повышает сортность, улучшает внешний вид, придаёт прочностные свойства, устойчивость к многократному изгибу, истиранию, действию влаги, солнечного света и т.д. )

4) Краст – кожа полученная с помощью барабанного крашения (нет. краст это полуфабрикат полученный из шкур в процессе выделки) , поверхностная отделка у таких кож отсутствует.(да!) Поэтому они имеют естественную лицевую поверхность.(нет! Лицевую поверхность они имеют, потому что лицевой слой сохранен. Покрашенная кожа не перестанет быть лицевой, если ее покрасить) Так как отделка лицевой стороны отсутствует это дает возможность избежать множество пороков связанных с отслоением.(и не позволяет замаскировать пороки, повысить сорт и увеличить полезную для использования площадь, а также придать коже нужные потребительские свойства и устойчивость к различным факторам…) Обработка современными методами придает красту качества гидрофобности(гидрофобные жиры даются в мокрых процессах, но не на все виды краста, а только на гидрофобный. Нанесение же различных разрекламированных материалов на поверхность краста не придаёт гидрофобности, а лишь в какой-то степени повышает устойчивость к капле воды), а специальный режим окраски — сквозной прокрас.(тут вообще мысль не закончена… И к тому же прокрас не влияет на качество краста абсолютно! об этом выше уже говорили) Качественно выделанный краст сложно отличить от кож, которые имеют гладкую лицевую поверхность.(странное предложение. От отделанной кожи легко отличить, а неотделанная это и есть краст, так что…) Производится из шкур крупного рогатого скота.(— если это краст КРС. А если коза или овчина — то из шкур МРС, а если свиной краст…)

  • краст из кожи лосося
  • краст МРС (козлина) из Калькутты
  • краст КРС с тиснением, имитирующим Крокодила
  • Краст из кожи Крокодила

Многие рукодельники начинают работать с крастом, потому что им нравится его цвет, натуральная ощупь, натуральный внешний вид. Но затем, чтобы придать красту защитные свойства, они покрывают его различными восками, аппретурами, лаками, тем самым изменяя и цвет, и ощупь, и внешний вид. Где логика? Многие считают, что в домашних условиях (или в условиях небольшой мастерской) смогут добиться качественного покрытия на коже. Но как показывают многочисленные испытания, проведенные нами, практически никому это не удаётся (лишь единичные образцы достойно выдерживают все испытания). Вывод: либо работать с крастом и не обрабатывать его ничем (довольствуясь теми защитными и потребительскими свойствами, которыми он обладает), либо использовать кожу с заводской отделкой (если вы предъявляете высоки требования к покрытию кожи), либо производить отделку самостоятельно (если ваши требования к качеству покрытия кожи не высоки и вы не ожидаете высоких показателей устойчивости к различным факторам).

  • средства на основе воска, которые часто применяются для самостоятельной отделки в домашних условиях
  • специализированная химия для обработки кожи, которая часто применяется в домашних условиях
  • образцы кожи с заводской отделкой после испытаний
  • образцы кожи с восковым покрытием после испытаний
  • образцы кожи с «домашней» отделкой после испытаний

Поверхность изделий из краста без защиты или с недостаточной защитой со временем может «загорать» и покрываться так называемой патиной (в простонародье — засаливаться). Это происходит из-за воздействия ультрафиолета (солнечных лучей), потемнения от впитывания потожировых выделений человека, а также грязи. Эта особенность присуща всем видам краста, но наиболее ярко проявляется на красте растительного дубления по нескольким причинам: во-первых, изначальный цвет краста РД светлый, а во-вторых, впитывающая способность краста РД выше.

  • патина на картхолдере из кожи растительного дубления без защитного покрытия
  • патина на коже растительного дубления
  • патина на коже растительного дубления
  • патина на коже растительного дубления

Плюс краста в том, что его можно окрашивать в различные цвета. Это даёт широкий простор для творчества. Для окраски проникающими красителями важно, чтобы краст изначально был светлого цвета (светлее того, который хочется получить). Для окраски покрывными красителями изначальный цвет краста не так важен.

  • окраска проникающими красителями (тонировка тампонированием)
  • окраска проникающими красителями
  • окашивание покрывными красителями
  • окрашивание покрывными красителями
  • окрашивание проникающими красителями (тонировка)
  • окрашивание покрывными красителями

Также краст выбирают те мастера и рукодельники кто занимается тиснением. Горячее тиснение с помощью клише и прессов подходит для любого краста (и для кожи практически с любой отделкой). Но когда рукодельники говорят про тиснение, чаще всего по умолчанию подразумевается холодное тиснение вручную при помощи штампов. Для такого тиснения даже краст растительного дубления подходит далеко не каждый! (Эта тема очень обширная, множество нюансов, приёмов и разновидностей. Постараемся когда-нибудь подготовить по ней отдельную статью)

  • тиснение от ArtKozhMast
  • тиснение от ArtKozhMast
  • тиснение от МастерSKой Анны и Сергея Кухта
  • тиснение от МастерSKой Анны и Сергея Кухта
  • тиснение от Geyestudio
  • тиснение от Honghao Cai
  • тиснение в классическом стиле Шеридан

7 thoughts on “Краст

    1. Маяк says:

      Я считаю, что если вся статья посвящена именно красту и создана с целью описать что такое краст — какой то отдельный итог не требуется.
      Но если вы считаете иначе — можете в комментариях добавить итог и после проверки на соответствие он будет добавлен в статью.

    2. Павел says:

      Пока не прочитал эту статью было не понятно https://mayakleather.ru/2021/07/20/kmb-chast-1-chto-takoe-kozha-i-otkuda-ona-beryotsya/

      Если кратко то
      Краст — шкура животного прошедшая этапы выделки: дубление (изменение свойств шкуры), двоение (изменение толщины шкуры, опционально, зависит от толщины шкуры), крашение (шкуры и (или) лицевого слоя). С момента завершения выделки шкура превращается в кожу, эта кожа называется краст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.